Экономить энергию помогает автоматизированный программный комплекс ЭЛЬБРУС

Для железнодорожного транспорта очень важно не только брать электроэнергию из контактной сети, но и возвращать ее. Другими словами, локомотивные бригады должны грамотно заниматься рекуперацией. На нашей магистрали в целом делают это умело, о чем газета «Гудок» напомнила своим читателям в первый календарный зимний день года. Корреспондент «Транссиба» побеседовал на эту тему с Александром Звягинцевым - начальником дорожного топливно-энергетического центра.

– Александр Григорьевич, с какими результатами выходит ваше подразделение на финишную прямую года?

– В настоящее время могу привести итоги использования топливно-энергетических ресурсов  на тягу поездов за 10 месяцев. Однако прежде хочу отметить, что на совещаниях территориальной комиссии по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности было выработано для этого отрезка времени 240 решений, из которых практически все выполнены.

На железной дороге достигнуты положительные результаты по использованию топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Экономия электроэнергии составила 1 млн кВтч, к уровню прошлого года удельный расход электроэнергии снижен на 0,8%. Экономия дизельного топлива на тягу поездов составила 1429 тонн условного топлива. По этому показателю удельный расход к уровню прошлого года снижен на 2,8%. Плановые задания по расходу дизельного топлива на тягу поездов выполнены всеми эксплуатационными локомотивными депо.

– Получается, локомотивные бригады умело расходуют энергию?

– Да, план возврата электроэнергии в контактную сеть путем применения рекуперативного торможения выполнен на 103,9% с увеличением к уровню прошлого года на 2,5% и составил 188,9 млн кВтч. Здесь надо особо отметить коллектив Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава, который добился экономии электроэнергии на тягу поездов в объеме 1,9 млн кВтч, или 1,8% от права расхода.

Также отмечу, что расход электроэнергии на «горячий» простой электровозов и моторвагонного подвижного состава к соответствующему уровню прошлого года снижен на 2,7 млн кВтч, или на 11,9%. А расход дизельного топлива на «горячий» простой тепловозов снижен на 924 тонн, или на 27,6%. Расход электроэнергии на одиночное следование электровозов к прошлогоднему периоду уменьшен на 6,5 млн кВтч, или на 15,1%, а расход дизельного топлива на одиночное следование тепловозов – на 569,5 тонн, или на 20,3%.

– Вероятно, надо упомянуть и о непроизводительных расходах?

– Количество задержек поездов у сигналов снижено и, таким образом, непроизводительный расход электроэнергии уменьшен на 42,1 тыс. кВтч. Время нагона относительно прошлого года снижено на 27,6%, в результате непроизводительный расход электроэнергии уменьшен на 264 тыс. кВтч.

– Действительно, названные вами результаты впечатляют. Однако проблемы все-таки остаются?

– К сожалению, без этого не обходится. Мы несем непроизводительные потери топливно-энергетических ресурсов от передислокации тягового подвижного состава в неплановый ремонт.

К примеру, за октябрь на дороге было 143 случая неплановых ремонтов. В итоге, дополнительный расход на передислокацию локомотивов превысил 3,5 млн руб. В сентябре этот показатель был заметно меньше, чуть более 3 млн руб.

– Александр Григорьевич, можете привести конкретные примеры?

– Безусловно. Так, 21 октября электровоз ВЛ10 №220 передислоцирован со станции Кемерово в сервисное локомотивное депо Тайга для проведения подъемочного ремонта. Расстояние передислокации составило 134 км, рабочее время локомотивных бригад – 3,5 часа, расход электроэнергии на передислокацию 400 кВтч. 25 октября электровоз ВЛ10 №1459 передислоцирован со станции Инская также в сервисное локомотивное депо Тайга и также для проведения подъемочного ремонта. Расстояние передислокации – 232 км, рабочее время локомотивных бригад составило 20,6 часа, а расход электроэнергии на передислокацию – 552 кВтч.

– Вполне логично было бы рассказать и об автоматизированном программном комплексе ЭЛЬБРУС?

– За 10 месяцев на полигоне обращения АПК ЭЛЬБРУС Западно-Сибирской железной дороги при заданном плане экономии электроэнергии 126,5 млн кВтч выполнение составило 129,7 млн кВтч. В денежном эквиваленте это 371 млн руб., или 102,6% к плану. Однако при этом продолжаются случаи отмены энергооптимальных расписаний поездам, следующим на участках обслуживания, что приводит к дополнительным потерям электроэнергии на тягу поездов. Так, в эксплуатационном локомотивном депо Омск в октябре отмечено 78 случаев отмены энергооптимальных расписаний, а в депо Барнаул – 122 случая отмены.

Отмечу также, что вследствие увеличения технической скорости дополнительный расход электроэнергии составил 6,9 млн кВтч, а удельный расход увеличен на 0,17 кВтч/изм.

Здесь также надо отметить, что в целом по железной дороге за 10 месяцев «небаланс» расхода электроэнергии между счетчиками тяговых подстанций и счетчиками электроподвижного состава составил 11%, или 370,8 млн кВтч. В соответствии с решениями территориальной комиссии была проведена работа по установлению причин роста «небаланса». Для этой цели создана рабочая группа под председательством заместителя главного инженера железной дороги по Алтайскому территориальному управлению – с привлечением специалистов Омского госуниверситета путей сообщения, дорожной электротехнической лаборатории и некоторых других подразделений. Разработанные организационно-технические мероприятия позволили поправить ситуацию.

Беседовал Владимир Павлов   Источник