Организация движения грузовых поездов по энергосберегающим графикам за восемь месяцев дала рекордную экономию – 472,2 млн кВт•ч. Прошлогодний показатель превышен более чем на 200 млн кВт•ч. Такой результат был достигнут за счёт применения АПК ЭЛЬБРУС на полигоне Кузбасс – Дальний Восток.

В настоящее время по энергосберегающим графикам работают грузовые поезда на самых грузонапряжённых направлениях 11 железных дорог. В этом году внедрение автоматизированного программного комплекса ЭЛЬБРУС продолжится на полигонах Московской, Приволжской, Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог.

- Самый большой эффект от применения этой технологии достигнут на Южно-Уральской и Западно-Сибирской магистралях, – рассказал главный специалист отдела энергосбережения и энергоэффективности департамента технической политики ОАО «РЖД» Василий Кошлаков.

За восемь месяцев текущего года на этих железных дорогах сэкономлено более 170 млн кВт•ч электрической энергии на тягу поездов, что почти на 40 млн кВт•ч больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Эффективность АПК ЭЛЬБРУС подтверждают и её пользователи. По результатам анонимных опросов среди поездных диспетчеров и технологов по разработке вариантного графика подавляющее большинство отмечают положительные стороны системы. Так, поездные диспетчеры отмечают повышение графиковой дисциплины всеми участниками движения.

– У диспетчеров отпала необходимость перестраивать в голове или на бумаге план пропуска грузовых поездов в условиях проведения «окон», – подчеркнул начальник диспетчерского центра управления перевозками Западно-Сибирской дирекции управления движением Владимир Сирота.

С точки зрения работы технологов по разработке вариантного графика также отмечаются позитивные перемены. Если до внедрения АПК на построение вариантного графика на одном участке уходило в среднем 7–7,5 часа, то с использованием ЭЛЬБРУСа тратится 3–3,5 часа.

Технология организации движения по энергосберегающим ниткам позволила усовершенствовать и систему пропуска поездов весом 8–9 тыс. тонн на направлении Кузбасс – Северо-Запад. В прошлом году со станции Алтайская почти 95% всех грузов отправлено поездами весом 9 тыс. тонн.

АПК ЭЛЬБРУС постоянно совершенствуется. Специалистами ВНИИЖТа и Дорожного центра управления перевозками Южно-Уральской дороги на участке Челябинск – Входная внедрён программно-технологический комплекс для динамического перестроения графика движения грузовых поездов ЭЛЬБРУС-ОПП и автоматической передачи на борт движущихся на участке локомотивов. Он по команде диспетчера в считаные секунды перестраивает суточные графики движения грузовых поездов в случае серьёзных отказов технических средств.

– В целом система очень нужная, – оценил новый продукт заместитель начальника диспетчерского центра управления перевозками Южно-Уральской дирекции управления движением Евгений Лобода.

По словам заместителя начальника департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» ОАО «РЖД» Александра Пермякова, дальнейшее развитие технологии движения грузовых поездов по энергосберегающим графикам включено в состав работ по созданию Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ).

Источник