На заседании правления ОАО «РЖД» была одобрена Комплексная программа инновационного развития холдинга на период 2016–2020 годов. Подведены и итоги реализации предыдущей пятилетней программы. По заключению независимой экспертизы её основные целевые показатели достигнуты.

Технологическая модернизация и внедрение инноваций определены Президентом и Правительством РФ в качестве приоритета экономического развития страны, – напомнил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Компания «РЖД» не стоит в стороне, последовательно занимаясь своим инновационным развитием. Так, в 2011 году она приступила к реализации аналогичной программы до 2015 года. Упор был сделан на технологические инновации, и некоторые из них уже успешно внедрены. Это прежде всего не уступающая зарубежным аналогам система обеспечения безопасности БЛОК, комплекс новых эффективных систем диагностики инфраструктуры, системы автоматизированного управления поездной работой АПК ЭЛЬБРУС, АСУ «Полигон» и многие другие. 

Стратегия научно-технического развития холдинга (Белая книга ОАО «РЖД») была актуализирована, а также вновь разработана Стратегия управления качеством и ряд других основополагающих документов. По словам старшего вице-президента Валентина Гапановича, проект Комплексной программы инновационного развития холдинга представляет собой новый формат реализации прорывных инновационных технических средств и технологий в соответствии с производственными процессами. При этом в основу выбора направлений развития положены критерии удовлетворённости грузоотправителей и пассажиров. 

Принципиальными отличиями новой комплексной программы от предыдущей являются ориентация на лучшие мировые и технологические показатели отраслевых лидеров, обеспечение устойчивой конкурентоспособности холдинга не только на национальном рынке транспортных и логистических услуг, но и на трансконтинентальном и глобальном рынках. Такой подход позволяет повысить достоверность оценки эффективности инновационных проектов и мероприятий программы, в том числе учёт внешнеэкономических, технико-технологических, социальных, экологических и других критериев при принятии решений о реализации инновационных проектов. 

В новый проект включён широкий спектр технологических, организационных и маркетинговых инноваций. Программа сформирована на основе принципов программно-целевого управления, что обеспечивает комплексный подход к реализации инноваций, консолидацию ресурсов на приоритетных направлениях, сбалансированность и синхронизацию выполнения намеченных планов. 

Валентин Гапанович обратил внимание, что в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры особое значение приобретает сокращение операционных расходов. Поэтому в программу включены мероприятия по развитию собственной производственной системы во всех подразделения ОАО «РЖД». И по-прежнему решающую роль при этом будет играть внедрение принципов бережливого производства. Приоритетным направлением деятельности компании остаётся повышение энергоэффективности. Так, к 2020 году энергоэффективность деятельности ОАО «РЖД» возрастёт не менее чем на 5%, что позволит удержать ведущие позиции в мире. 

Также одними из приоритетных остаются вопросы повышения эффективности информатизации. Разрабатывается новый портфель IT-проектов с учётом решения задач импортозамещения. Определены несколько крупных программно-аппаратных комплексов, функциональное быстродействие и надёжность которых будут постоянно повышаться. 

В центре внимания остаются создание условий для обеспечения роста человеческого капитала и развитие инновационной корпоративной культуры, формирование системы профессиональной квалификации, единых корпоративных требований к персоналу. 

Программа построена по модели открытых инноваций, которая обеспечивает взаимодействие с академической и отраслевой наукой, вузами, госкорпорациями, институтами развития и технологическими платформами. Особое внимание уделяется мерам поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, в том числе за счёт реализации программы «Единое окно» при закупке инновационной техники и технологий. 

Предусмотрено дальнейшее развитие партнёрства с передовыми разработчиками и производителями железнодорожной техники, а также механизмы возможного участия холдинга в работе региональных инновационных кластеров. 

Вся деятельность компании на предстоящие пять лет и в дальнейшей перспективе ориентируется на достижение конкретного конечного результата в установленные сроки на основе мобилизации всех видов ресурсов. В программу включена система ключевых показателей эффективности (КПЭ), отражающая достижение поставленных целей и задач в целом и вклад отдельных подразделений холдинга в процесс инновационного развития. 

Ещё одним вопросом повестки дня стала готовность инфраструктуры на участке Москва – Крюково к обеспечению исполнения графика движения поездов сообщением Москва – Тверь – Санкт-Петербург в полном объёме. Олег Белозёров напомнил, что вопросы тактового движения поездов «Сапсан» обсуждались ещё в сентябре, но затем выяснилось, что в комплексе этот проект так и не состыковали, а слаженность в действиях пока не достигнута. Он напомнил, что уже достигнутые договорённости надо выполнять, как бы сложно это ни было. 

«Понятно, что основная доходная база для нас – это грузовые перевозки, но, как это ни парадоксально, мобильность пассажиров создаёт возможность и для привлечения дополнительных грузов», – сказал Олег Белозёров. При этом он обратил внимание, что сокращение грузопотока приводит и к такому же уменьшению пассажиропотока. Поэтому необходимы постоянные усилия, концентрация на увеличении объёмов перевозок пассажиров и на том, чтобы они могли комфортно перемещаться. 

Что же касается программы в целом, то Олег Белозёров отметил, что она должна быть увязана со стратегией развития холдинга. При этом важно закладывать уже сейчас базис и платформу для тех решений, которые могут воплотиться через несколько десятилетий. Достижение целевых показателей невозможно без эффективного взаимодействия с РАН, институтами развития, предприятиями разных форм собственности. А создаваемый базис инновационного развития холдинга – один из решающих факторов повышения эффективности работы, укрепления его позиций на рынке перевозок. 

Следующим этапом после принятия Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» должно стать утверждение среднесрочного плана её реализации, в котором будут детализированы затраты и экономический эффект. 

Олег Сергеенко Источник