Комплексное исследование пропускных и провозных способностей полигонов железных дорог на основе имитационного моделирования.
Решаемые задачи
- Расчет резервов пропускных и провозных способностей.
- Оценка возможности освоения планируемых перевозок на исследуемом направлении.
- Расчет параметров поездопотоков для различных сценариев организации движения на направлении.
Комплексный подход к исследованию пропускных и провозных возможностей железнодорожного полигона учитывает текущее состояние инфраструктуры и технологии организации движения поездов. Методика определения резервов провозной способности, разработанная специалистами АО «ВНИИЖТ», позволяет выполнить оценку возможности освоения перевозок на исследуемом направлении.
Статистическая оценка числа грузовых поездов на исследуемом направлении железной дороги дает возможность определения максимальных размеров движения грузовых поездов на направлении.
Построить и исследовать эту зависимость можно только методами имитационного моделирования, так как цена ошибки при работе реальной системы в условиях высокой нагрузки слишком велика.
Загрузка некоторых направлений сети железных дорог сейчас такова, что перевозочный процесс уже находится в критической зоне расчетных графиков, что непременно вызовет в ближайшей перспективе падение участковой скорости при исчерпании пропускной способности.
Научная основа исследования резервов пропускных и провозных способностей с помощью имитационного моделирования позволяет определить максимальные размеры движения грузовых поездов на направлении.
Применение методов имитационного моделирования для оценки резервов провозных способностей железных дорог обеспечивает поддержку принятия решений по развитию проблемных направлений.
- Первичные статистические данные, собранные и обработанные по каждому исследуемому направлению железной дороги, являются исходными для имитационного моделирования.
- В расчетах и прогнозах использованы не обобщенные или нормативные данные, а индивидуальные для каждого конкретного направления дороги данные, в том числе:
- размеры поездопотоков,
- средние длины и массы поездов,
- расписание пассажирских и пригородных поездов,
- структура поездопотока по массе и длине,
- межпоездные интервалы,
- условия пропуска поездопотоков,
- весовые нормы грузовых поездов.
- Использование достоверных статистических данных о работе направлений дороги за несколько лет позволило выполнить индивидуальный анализ провозной способности направлений исследуемой железной дороги при помощи программного обеспечения из состава имитационной модели.
- Первичные статистические данные могут быть использованы не только для оценки пропускной и провозной способности направлений дороги, но также при технико-экономическом обосновании организационных и технических мер по модернизации отдельных направлений или совершенствовании технологии работы.
- Первичные статистические данные являются входными данными для вариантных расчетов с помощью программы ЭЛЬБРУС. Выходными данными программы являются:
- максимально возможное количество грузовых поездов на направлении;
- участковая скорость;
- число остановок грузовых поездов для пропуска пассажирских и пригородных;
- продолжительность стоянок грузовых поездов.
Динамика исчерпания провозной способности участков дороги позволяет сделать выводы о неизбежной потере доходов при невыполнении объемов перевозок по направлению при 5% роста/год. На основании полученного прогноза исчерпания провозной способности участков дороги были приняты управляющие решения о развитии шести проблемных участков.
В перспективе сетевая модель должна решать задачу диагностики резервов провозной способности сети железных дорог и предоставлять средства анализа вариантов развития сети для сценариев роста объема перевозок с учетом критерия экономической эффективности перевозочного процесса.